Прочитал тут, как Макаревич и неизвестный мне музыкант спорят вокруг копирайта на музыку. Позиции у них, очевидно, разные. Одновременно с этим я вспомнил недавний разговор с друзьями на совершенно другую тему - анархизм, но в контексте этой темы мы подняли вопрос о свободном рынке, не регулируемом государством. И я вдруг понял, почему мне так не нравится вся идея текущего копирайта, а так же вопрос "А почему музыканты [композиторы и т.п.] не должны получать денег за свою работу?".
Начну с простого: а почему они должны их получать вообще, в условиях рынка? Сделать работу - еще на значит получить за это денег. Я вот сегодня пол у себя подмел, но это не значит, что мне за это должны заплатить. Вопрос оплаты на рынке связан в первую очередь с востребованностью данного товара или услуги на рынке. Если ты не можешь покрыть свои расходы, тебе надо уходить из этой области или искать, как сделать свой товар более привлекательным. Этим занимаются практически все на рынке, и если не получается, они уходят с рынка. Но музыканты и прочие с ними ставят себя в отдельную нишу - у них есть "копирайт".
До относительно недавнего времени, дать послушать музыку другому было практически невозможно - нужно было играть самому. Поэтому хорошие музыканты были очень восстребованы на рынке развлечений и, соответственно, хорошо ценились. Теперь основа распространения музыки изменилась, появились крайне легкие способы выполнить эту задачу и дать послушать песню другому человеку. Это значит, что изменились условия игры на рынке, ввелись новые параметры в уравнение и теперь игрокам нужно меняться, подстраиваться или же выбывать из игры. Как минимум, меняется цена, потому что сложность распространения существенно поменялась. Нужно находить другие способы сбыта, менять цены и т.п., т.е. все то, что диктует свободный рынок - стань лучше, чем конкуренты, для своих потенциальных клиентов. В частности, находить такие способы донесения своей продукции, чтобы нельзя было "скопировать". А если не получается, значит все, выходи из игры. Найдутся другие, более умные или удачливые. Ну или как крайний вариант - индустрия музыки загнется, как невостребованная по текущим ценам. И потом найдутся другие, которые будут давать по существенно более низким ценам, на порядок.
Но, вместо этого, все старые игроки пытаются сохранить все те же правила игры, какими они были много лет назад. Они не хотят подстраиваться под рынок и меняться, они хотят наоборот - поменять рынок и его подстроить под себя посредством копирайта. И поэтому я воспринимаю Копирайт, как искусственное средство для улучшения положения музыкантов на рынке по сравнению с другими видами деятельности (например, производство хлеба). И он не просто улучшает их положение, но и позволяет всей этой индустрии зарабатывать неслыханные деньги.
Конечно, это очень узкий взгляд на проблему, я понимаю. Я не очень глубоко в теме и знаю, что много упускаю здесь. Но я давно уже понял, что везде, где Государство или Закон вмешивается в свободный рынок для так называемой "регуляции в интересах общества", это обычно приводит к существенному обогащению ограниченного круга людей и большим ценам для нас, обычных потребителей.
Начну с простого: а почему они должны их получать вообще, в условиях рынка? Сделать работу - еще на значит получить за это денег. Я вот сегодня пол у себя подмел, но это не значит, что мне за это должны заплатить. Вопрос оплаты на рынке связан в первую очередь с востребованностью данного товара или услуги на рынке. Если ты не можешь покрыть свои расходы, тебе надо уходить из этой области или искать, как сделать свой товар более привлекательным. Этим занимаются практически все на рынке, и если не получается, они уходят с рынка. Но музыканты и прочие с ними ставят себя в отдельную нишу - у них есть "копирайт".
До относительно недавнего времени, дать послушать музыку другому было практически невозможно - нужно было играть самому. Поэтому хорошие музыканты были очень восстребованы на рынке развлечений и, соответственно, хорошо ценились. Теперь основа распространения музыки изменилась, появились крайне легкие способы выполнить эту задачу и дать послушать песню другому человеку. Это значит, что изменились условия игры на рынке, ввелись новые параметры в уравнение и теперь игрокам нужно меняться, подстраиваться или же выбывать из игры. Как минимум, меняется цена, потому что сложность распространения существенно поменялась. Нужно находить другие способы сбыта, менять цены и т.п., т.е. все то, что диктует свободный рынок - стань лучше, чем конкуренты, для своих потенциальных клиентов. В частности, находить такие способы донесения своей продукции, чтобы нельзя было "скопировать". А если не получается, значит все, выходи из игры. Найдутся другие, более умные или удачливые. Ну или как крайний вариант - индустрия музыки загнется, как невостребованная по текущим ценам. И потом найдутся другие, которые будут давать по существенно более низким ценам, на порядок.
Но, вместо этого, все старые игроки пытаются сохранить все те же правила игры, какими они были много лет назад. Они не хотят подстраиваться под рынок и меняться, они хотят наоборот - поменять рынок и его подстроить под себя посредством копирайта. И поэтому я воспринимаю Копирайт, как искусственное средство для улучшения положения музыкантов на рынке по сравнению с другими видами деятельности (например, производство хлеба). И он не просто улучшает их положение, но и позволяет всей этой индустрии зарабатывать неслыханные деньги.
Конечно, это очень узкий взгляд на проблему, я понимаю. Я не очень глубоко в теме и знаю, что много упускаю здесь. Но я давно уже понял, что везде, где Государство или Закон вмешивается в свободный рынок для так называемой "регуляции в интересах общества", это обычно приводит к существенному обогащению ограниченного круга людей и большим ценам для нас, обычных потребителей.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьСогласна во всем, кроме того, что правила игры сейчас сильно изменились для музыкантов. Сразу оговорюсь, что сама неглубоко в теме, но, по-моему, как тогда, так и сейчас основные деньги зарабатываются посредством концертов и выступлений. Хорошие группы собирают стадионы, а бесплатные аудиозаписи их песен, гуляющие по интернету, создают им только бесплатный пиар, от которого все в плюсе.
ОтветитьУдалитьЕсли мне нраивтся группа, я не пожалею денег и куплю альбом с хорошим качеством звука, с обложкой и, возможно, автографом. А так, глядишь, скоро и за скачивание репродукции картин деньги брать будут.
Там по линку в начале моего поста Макаревич (она "за" копирайт) высказывает свое отношение к заработку через концерты. Это не так просто, по его словам, заработать концертами. Плюс есть композиторы, которые концерты вообще не дают и как им зарабатывать, неясно.
ОтветитьУдалитьА я вот лично думаю, что физические накопители уходят в прошлое, они свое отжили. В условиях современного мира это скоро будет ненужно, слишком громоздко и сложно. Зачем мне диск, если я слушаю музыку из кучи разных мест - дом, работа, на ходу в метро, в машине. Современный человек уже не будет связан в принципе физическими носителями, все будет "в рукаве". Другими словами, как я написал, изменилась основа распространения контента и это изменение оказалось настолько революционным, что "старый" мир еще пока не может до этого добежать и подтянуться.
На текущий момент я вижу некий дисбаланс между уже устоявшимися юридическими нормами, которые работали какое-то время, и последними изменениями в сети, которые эти нормы ставят под серьезный вопрос.
Копирайт в его текущей форме - зло :)
Ну каждому своё. Сергей, например, каждый раз покупает альбом Калинова моста, даже если он не физический, даже если его можно просто скачать.
ОтветитьУдалитьЧто-то я пока не вижу, чтобы Макаревич и композиторы бедствовали. А зарабатывать деньги - это непросто в любой сфере деятельности, если это честный заработок.
По мне так альбомы на дисках или каких-то других носителях - это как хорошая книга. Как распечатанные цифровые фотографии, никогда не потеряют ценности. Люблю осязаемые вещи и всё тут. =)
Хороший ещё модный вариант - краудсорсинг. В россии люди ещё к этому не привыкли, но на кикстартере уже есть успешные попытки.
ОтветитьУдалитьлично я решил кармические муки с нелегальным муз. контентом 10 баксовой подпиской на spotify (: